Без возрастных ограничений 0+

Доступная среда

В МБДОУ д/с №2 г.Лебедянь функционирует группа « Радуга» для детей с ОВЗ( ограниченными возможностями здоровья). С детьми занимаются специалисты:

  1. воспитатели: Соболева С.М., Красинская О.А.;
  2. учитель-дефектолог: Кнутова Г.А.

Группа «Радуга» оснащена всем необходимым оборудованием, соответствующим требованиям ФГОС ДО, для всестороннего развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ. Созданы все условия для социально- коммуникативного, познавательного, речевого, художественно- эстетического, физического развития детей.

В группе имеется богатый сенсорный материал: «Дары Фрёбеля», позволяющий на каждом этапе развития ребенка, знакомить с цветом, формой, величиной, ориентировкой в пространстве. Обучающие компьютерные, магнитные и дидактические игры.

Физическое развитие является неотъемлемой частью для полноценного развития детей с ОВЗ. В группе создан многофункциональный физкультурный уголок, в котором помещены: развивающие тренажеры, корригирующие дорожки, массажные мячи и т.д. Занятия по двигательной активности способствуют правильному формированию опорно- двигательной системы организма детей, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики. В уголке релаксации находятся кресла- мешки, позволяющие снимать эмоциональное напряжение и агрессивное состояние ребят в разное время пребывания в детском саду.

Для обучения детей применятся кинетический песок, «световой стол с сыпучим песком» (для пескотерапии). Занятия с таким материалом отлично развивают мелкую моторику рук, мыслительные способности, пространственное воображение и образно- логическое мышление, формируются навыки общения.

Широко применяется интерактивная доска, помогающая более в доступной и интересной форме преподнести наглядный материал.

Кто входит в группу с ОВЗ?

Направление в группу для детей с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико - педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу.

Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, свидетельствующих о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть дети, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта. Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректировать и забыть о них, но только при ранней диагностике.

Особенности работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью

Нужно понимать, что независимо от состояния физического и психического здоровья ребенка, он имеет право на получение образования. Просто для детей с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка. Дети с ОВЗ имеют право и должны воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого в нашем детском саду существует специализированная группа для детей с ОВЗ. Кстати, пребывание детей с ОВЗ в учреждении бесплатное.

Главной особенностью работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение грамотными специалистами, которые тесно взаимодействуют между собой. Работа с этими малышами заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и полная социализация в обществе. Воспитатели одни не могут решить проблему коррекции физических или психологических проблем малышей. Только вместе мы все преодолеем, в том числе и с помощью родителей. И это не только наше мнение, так считают многие специалисты.

В чем трудности работы с такими детьми?

Дело в том, что для таких детей характерна некоторая двигательная заторможенность или гиперактивность , недостаточная координация движений, плохая работоспособность, низкая социализация, интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах и т.п. Обычно адаптация такого ребенка проходит с большими трудностями, поскольку налицо заниженная самооценка, различные страхи. Но при этом, как утверждают специалисты, один дефект компенсируется завышенным положительным качеством. Например, плохо слышащие малыши отличаются острым зрением и большим интересом к ИЗО.

А слабовидящие дети имеют отлично развитое так называемое шестое чувство. Чтобы работать с этим контингентом воспитанников, мало быть просто воспитателем, имеющим стандартное дошкольное образование. Нужно пройти специальные курсы, самостоятельно изучить много литературы, изучить не только свои обязанности, но и вникнуть в психологию этих детей, понять особенности их физического состояния.

На каждого ребенка с ОВЗ пишется характеристика каждым специалистом, который работает с ним. Проводится периодический мониторинг динамики развития ребенка, контроль здоровья, как физического, так и психологического. Короче говоря, ведется очень трудная, но такая важная работа – коррекция дефектов здоровья ребенка. Если говорить простым языком, то с детьми просто занимаются и учат не стесняться, быть успешными в других видах деятельности среди сверстников. Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. Совместное обучение дошкольников с равными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

Детский сад – образовательное пространство, открытое для всех!

  1. В детском саду созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями, связанными с нарушением речи.
  2. Детский сад укомплектован опытными педагогическими работниками, которые оказывают квалифицированную коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
  3. На все интересующие Вас вопросы также можно получить квалифицированные ответы от специалистов детского сада.

Музыкальный руководитель

  1. осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  2. учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
  3. использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.

Воспитатель

  1. проводит занятия по различным видам деятельности, а также по изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование из различного материала) со всей группой. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  2. воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  3. организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалиста педагога-психолога;
  4. применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  5. консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

В МБДОУ детском саду №2  разрабатываются мероприятия для доступности инвалидов и  маломобильных групп населения к объектам образования.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» УТВЕРЖДЕНА ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 01.12.2015 № 1297 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» НА 2011 - 2020 ГОДЫ», которая предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации, включая решение вопросов образования и занятости инвалидов, государственной системы медико-социальной экспертизы в целях реализации их прав и основных свобод.